По ходу, адовая неделя, на которой каждый день был экзамен, миновала. Не без потерь и истерических всплесков, но в целом я продержалась молодцом. Наверно. Не знаю, насколько грубо я рявкала на однокурсников, которые надеялись, что я помогу им на экзамене по анализу данных
Помнится, в одном из интервью с "лучшими преподавателями вышки" была затронута такая тема, что студенты - рационально мыслящие люди и тратят дефицитный ресурс "время" на то, что имеет для них смысл. Даже с моим смешным (если сравнивать с нашими мэтрами) опытом в 2 года проверки письменных работ студентов это прослеживается: ты видишь, где человек угрохал кучу времени на поиск и осмысление материала, а где накидал по верхам, но тема так увлекла человека, что он(а) постарались не меньше, а также хорошо видны те работы, где человек всё писал в последний день. Всякий раз студенты думают, что всё прокатит, и их никто не спалит, но don't underestimаte the Power
Беда социологии и всех социальных и гуманитарных наук в том, что критерии оценивания зачастую субъективные. Один препод увидел что-то, другой - не увидел, одному нравится, другой считает недостаточным и т.д.
Для себя, своей работы со студентами, и для своих собственных работ я выработала проявление уважения к чужому времени. Принимая во внимание сложность предмета, уровень его "интересности" для студента, форм выполняемых заданий и остальных сходных факторов, для меня в первую очередь важно, старался человек или нет. В первом случае я готова даже осознанно повысить оценку от той, которую изначально решила поставить. Потому что это хороший маячок для дальнейшей мотивации. Если у студента что-то не совсем получилось, но он(а) хотя бы приложили усилия к тому, чтобы чего-то достичь, то я лучше на ушко прошепчу, что следовало бы исправить и над чем работать в дальнейшем, хотя формально их работы окажутся наравне с теми, кто уже всего добился.
Естественно, не над каждой дисциплиной я корплю над книжками. Да что уж там - в магистратуре я что-то совсем пустила учёбу в привычном для меня формате по наклонной. Были предметы, где я получала допустимый "зачет" с минимальными усилиями (ох уж эти кочующие из эссе в эссе куски из курсовой работы ). Были предметы, где уровень моего уважения к преподу был настолько высок, что я не могла облажаться ни в коем случае, поэтому делала всё основательно и по совести, и (даже если где-то облажалась) получала вполне заслуженную оценку.
Но вот те случаи, когда у преподавателя позиция отличается от "студент - рационально мыслящий человек" в сторону "вы ничего не делаете" - это для меня неприемлемо. Это ещё может прокатить с первокурсниками, которым вся университетская движуха в новинку, и они не понимают, чем это всё отличается от школы, в которой они, между прочим, проторчали целых 11 лет, и там уже много какие процессы перешли в рутину. Но подобная позиция к магистрантам, людям, которые решили на 2 года ещё поучиться, чтобы набрать достаточное количество компетенций и навыков для продвинутой работы, и очень, очень много кто совмещают работу с учебой - считать, что эти люди занимаются прокрастинацией??? Не, ну серьёзно, это такая профессиональная зашоренность что ли?
Перевод "творческих заданий" в добровольно-принудительную форму для меня также неприемлемо. Зачем давать свободу выбора, если ты её всё равно ограничиваешь? Это как если я принесу на пару огромный торт, а потом скажу, что все могут скушать только верхнюю глазурьку, а на начинку и не рассчитывайте. Да меня же обмакнут лицом в тот самый торт в ту же минуту. Беда всех творческих заданий - эссе в их числе - что для достижения высокого результата и успешного прохождения "пяти минут позора" надо вложить в 50000% больше времени, чем отводится на "минуты позора". Кто-то может это сделать легко, кому-то придётся подольше поработать. А у кого-то (в особенности в магистратуре) времени настолько в обрез, что он вынужден всё делать в последнюю ночь, потому что никак иначе это вообще не работает. Но критерии для оценки начинают вдруг работать так, словно мы возвращаемся на первый курс, где никто ничего не знает и не умеет. И чтобы стало ещё противнее, на презентации тебе скажут, что всё супер-пупер и есть маленькие косяки, но оценки влепят такие, после которых любая мотивация отмирает.
Развязанность учебного процесса - последний на сегодня неприемлемый для меня пункт. Несимметричность отношений появляется. Студенты должны всё делать быстро-вовремя-эффективно-профессионально, на пары не опаздывать, делать глубокий и серьёзный анализ, тщательно готовиться к семинарам и так далее. При этом преподаватели сами опаздывают, могут уйти посреди пары И ОСОБЕННО ПОСРЕДИ ПРЕЗЕНТАЦИИ из-за телефонных звонков (ГОСПОДИ ДА ОТКЛЮЧИТЕ ВЫ ВАШИ ТЕЛЕФОНЫ ВО ВРЕМЯ ПАР, ОСТАВЬТЕ ИХ НА КАФЕДРЕ, МИР НЕ СОЙДЁТ С ОРБИТЫ, ЕСЛИ ВАМ ПОЗВОНЯТ НА 20 МИНУТ ПОЗЖЕ, НУ ЁМАЁ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!), могут пообещать сделать и прислать кучу вещей и благополучно ЗАБЫТЬ об этом. А потом удивляются, что студенты "ничего не делают" (на самом деле они всего-то копируют их формы поведения).
Никаких регалий и заслуг недостаточно, если преподаватель не проявляет уважения к своему времени и времени своих студентов. Не успеваете что-то прислать - У ВАС ЕСТЬ АССИСТЕНТЫ, перенаправьте это дело им. Ну или по крайней мере не давайте таких невыполнимых обещаний. Ждёте важного звонка - перестройте занятие под такой формат, где студенты будут работать друг с другом, а ваше присутствие нужно скорее для галочки. Ну не садитесь вы на первую парту перед выступающими, если знаете, что скоро уйдёте. Не надо. Для студента что вы перед носом, что на галёрке - всё одно - присутствие фиксируется. И поведение под это "присутствие" подстраивается.
Разве это сложно? Разве я сейчас говорю о каких-то заоблачных вещах, до которых никто никогда не додумывался???
Как вы могли догадаться из предыдущего поста с оценками, меня всё ещё бомбит от визуальной антропологии, которая как курс была организована как-то очень странно и не под формат реальной загрузки студентов магистратуры. При всём уважении к преподавателям, которые этот курс провели для нас, я прошу воспринимать этот нарратив не как "давайте заслушаем сторону истца", а как независимое мнение о том, что происходит. Мне было бы пофиг на то, что у меня 7, если бы у ВСЕХ, кто вкалывал больше меня на этом курсе, не были бы те же самые 7. О какой стороне оценивания вообще тогда идёт речь?